1548. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И АКТИВИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Обеспечение процесса получения знаний и активизация школьников к изучению естественных наук осуществляется посредством компьютерных лекций, входящих в состав ИОК «ДВС».

С помощью компьютерной лекции решаются следующие задачи:

  • обобщение информации о предмете изучения принципах работы и основах теории рабочих процессов двигателей с искровым зажиганием, условиях образования и свойствах токсических веществ содержащихся в отработавших газах, их воздействии на человека и методах нейтрализации
  • визуализация теоретической информации с помощью современных информационных технологий: графика, анимация, спецэффекты
  • формирование вариантов получения информации в соответствии с целью обучения.

В процессе преподавания компьютерная лекция может быть использована следующим образом:

  • самостоятельное изучение материала школьником в соответствии с последовательностью изучения, определяемой преподавателем или выбранной самим школьником
  • применение лекции как интерактивного дидактического материала при проведении занятий.

Работу с лекцией можно осуществлять по двум образовательным траекториям:

  • ознакомительное изучение материала учащимися для расширения кругозора и закрепить знания, полученные в рамках школьной программы, на конкретных подробно рассмотренных примерах
  • углубленное изучение материала, направленное на раннюю профессиональную ориентацию учащихся в области ДВС, основанное на полученных в школьном курсе знаниях физики и химии.

Компьютерная лекция содержит меню, которое позволяет учащемуся получить общее представление о структуре лекции и ее разделах, а также переходить от одного раздела к другому, выбирая интересующий.

Рассмотрим методику обеспечения процесса получения знаний и активизация школьников к изучению естественных наук посредством компьютерной лекции «Токсичность ДВС», входящей в состав ИОК «ДВС».

Вначале учащимся дается информация о составе рабочей смеси в цилиндре двигателя, в зависимости от которого будет изменяться состав токсических компонентов отработавших газов.

Преподаватель дает определение коэффициента избытка воздуха. формулу для его расчета с пояснением всех входящих в нее величин. Объясняет наличие характерных диапазонов значений. если. > 1, то такая смесь называется «бедной», с уточнением, что в данном случае имеется в виду «бедной топливом». Если. 1, то такая смесь называется «стехиометрической», то есть весь воздух идет на сгорание всего поданного топлива, в случае.

Рисунок 2.1 Объяснение в компьютерной лекции закономерностей на примере влияния коэффициента избытка воздуха на состав отработавших газов

На следующем этапе рассматривается классификация продуктов сгорания какие из них являются токсическими и безвредными. Указывается состав токсических компонентов для двигателя с искровым зажиганием в сравнении с дизелем. Применение компьютерных технологий позволяет использовать для обеспечения наглядности сравнения информативную диаграмму рисунок 2.2 .

После того, как школьники изучат состав отработавших газов, преподаватель дает подробную информацию о каждом из них с использованием знаний, предоставляемых в рамках школьной программы.

Вначале показывается химическая формула компонента с изображением его молекулы рисунок 2.3 . После этого рассматриваются его физико-химические свойства вещества, условия его образования и основные факторы, влияющие на концентрацию данного компонента в отработавших газах двигателя.

В качестве примера рассмотрим представление монооксида углерода СО по рассмотренному плану.

Графическое представление химической формулы показано на рисунке 2.3.

Рисунок 2.2 Применение информативной диаграммы на примере сравнения токсичных компонентов отработавших газов двигателя с искровым зажиганием и дизеля

Рисунок 2.3 Пример наглядного изображения химических элементов на примере монооксида углерода

Далее дается информация о его физических и химических свойствах: Монооксид углерода СО угарный газ бесцветный газ без запаха и вкуса, очень плохо растворим в воде, его плотность относительно плотности воздуха — 0,97, горюч, с воздухом образует взрывчатые смеси, с металлами, щелочами и водой не реагирует.

Предлагается краткая информация об условиях образования СО:

  • во время сгорания при недостатке кислорода a

Рисунок 2.4 Пример профессионально ориентированного графического материала, основанного на знаниях школьной программы

Рассмотрим снижение концентрации токсических компонентов на примере трехкомпонентного каталитического нейтрализатора. Его конструкция показана в лекции на наглядной изометрической картинке с разрезом. Здесь же приводится графическая зависимость его коэффициента преобразования от состава смеси в цилиндре двигателя рисунок 2.5 .

После изучения конструкции нейтрализатора рассматриваются химические реакции, проходящие в нем. Объяснение реакций сопровождается иллюстрациями, которые помогают учащимся лучше представить себе и понять механизм нейтрализации токсических веществ.

Пример подобной визуализации служит рисунок 2.6. Применение подобных иллюстративных материалов позволяет повысить наглядность и усвоение теоретической информации.

Рисунок 2.5 Применение изометрической картинки для пояснения устройства и принципа действия сложных объектов, на примере трехкомпонентного каталитического нейтрализатора

Рисунок 2.6 Пример визуализации сложных химических процессов, на примере работы каталитического нейтрализатора с накоплением оксидов азота NOx

Комментарии запрещены.

Реклама