949. Машинисту помогает АРМ ТЧУ

Машинисту помогает АРМ ТЧУ

Автоматизированная обработка маршрутов машинистов

Маршрут машиниста ММ один из важнейших документов первичного учета в локомотивном хозяйстве. На его основе разрабатывается вся оперативная и статистическая отчетность о наличии, состоянии, работе и использовании подвижного состава, расходе топлива и электроэнергии на тягу поездов. По нему рассчитывают заработную плату локомотивной бригаде за поездку.

Интегрированная обработка маршрута машиниста ИОММ один из наиболее многогранных и трудно автоматизируемых процессов на железнодорожном транспорте. Традиционная технология автоматизированной ИОММ, принятая на большинстве дорог, на уровне депо предусматривает лишь ввод и ограниченный контроль данных ММ. Затем эти данные по каналам связи передают в информационно-вычислительный центр ИВЦ дороги. Здесь их полностью обрабатывают, а затем составляют отчетные формы.

Такая централизованная обработка очень громоздка, базируется на постоянном использовании выделенных каналов связи и не в полной мере удовлетворяет информационные потребности линейных предприятий. Кроме того, современные персональные компьютеры используются непроизводительно, фактически они выполняют лишь роль телетайпов.

В связи с бурным развитием вычислительной техники в настоящее время перспективно внедрение автоматизированных рабочих мест АРМ различного профиля непосредственно в депо. Это существенно повышает оперативность, достоверность и информативность учета и отчетности о деятельности предприятия, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности и качества управления перевозочным процессом.

По заданию руководства Западно-Сибирской дороги специалисты Омского государственного университета путей сообщения ОмГУПСа разработали и в 1995 1996 гг. внедрили во всех депо автоматизированные рабочие места операторов центра оперативно-технического учета АРМ ТЧУ . Для учета новых показателей и удовлетворения растущих информационных потребностей на всех уровнях управления оно постоянно модернизируется и дополняется. В результате плодотворного сотрудничества разработчиков и непосредственных пользователей АРМ ТЧУ сейчас в локомотивном хозяйстве Западно-Сибирской дороги действует эффективная система информационного обеспечения управления эксплуатационной работой пока единственная на сети.

АРМ ТЧУ предусматривает ввод, тщательный всесторонний контроль, таксировку и полную обработку маршрутных листов. Автоматически создается архивный банк данных для ежесуточного контроля и анализа показателей, а также для ответов на запросы операторов и руководства депо, возникающих в повседневной работе. По окончании отчетных суток в ИВЦ передается общий макет данных ММ для составления сводных отчетов по отделениям и дороге в целом.

АРМ ТЧУ универсально и предусмотрено для обработки ММ любого вида: грузовых, пассажирских, маневровых, маршрутов электропоездов. Ввод ММ максимально упрощен и нагляден для оператора. Он выполняется в диалоговом режиме, наиболее вероятные значения многих параметров подставляются «по умолчанию». Для ускорения и контроля ввода данных используется рационально организованная система нормативно-справочной информации.

Нормы расхода топлива и электроэнергии на поездку начисляют по специальной методике. Она разработана на основе анализа существующих приемов и способов нормирования, характера и степени влияния различных эксплуатационных факторов на тяговое энергопотребление. Обобщен практический опыт теплотехников 15 депо. Методика включает в себя расчет базовой нормы по выполнению тонно-километровой работы и учет дотаций 14 видов: на простой в горячем состоянии, маневровую работу, трогание с места, одиночное следование, пересылку локомотивов, нагон опоздания пассажирского поезда, выполнение нормы технической скорости и др.

Помимо ввода и обработки ММ в рассматриваемой системе АРМ ТЧУ организована работа с базами данных учета пробегов локомотивов от начала эксплуатации и от всех видов ремонтов и простоев тягового подвижного состава в депо приписки.

Учитывая отсутствие в центрах оперативно-технического учета депо профессиональных программистов и низкую компьютерную грамотность операторов, в системе АРМ ТЧУ предусмотрен широкий спектр сервисных возможностей по архивации, поиску, сохранению, восстановлению информации и обработке ошибочных ситуаций.

Достоинство данной технологии обработки маршрутов существенное снижение трудоемкости, рациональное использование вычислительной техники и каналов связи, значительное повышение достоверности и оперативности учета.

Основная отличительная особенность АРМ ТЧУ высокая степень информативности, т.е. возможность составления и выдачи на печать в любой момент для различных служб депо более 50 видов оперативной и статистической отчетности за любой период в течение месяца. В числе других доступны и отчеты форм ТХО-1, ЦО-2, ТХУ-6, традиционно составляемые в ИВЦ лишь в целом за месяц. В большинстве отчетов и справок предусмотрена разнообразная сортировка информации по выбору пользователя.

Помимо общепринятых стандартных отчетных форм, можно составлять и специфические: для нормировщика депо журналы оборота локомотивных бригад, технолога отчет о ремонтах подвижного состава и пробегах между ними, экономиста справки о выполнении плановых показателей работы, о простоях локомотивов в эксплуатируемом и неэксплуатируемом парках, нахождении в аренде, запасе МПС и многие другие.

Наличие в памяти ЭВМ непосредственно в депо данных совокупности всех поездок позволяет использовать их в различных прикладных программах для анализа и планирования работы предприятия. Также можно увязать АРМ ТЧУ с другими уже эксплуатируемыми или разрабатываемыми автоматизированными рабочими местами, а именно, с АРМ нарядчика, нормировщика, теплотехника, дежурного по депо и др.

Длительный опыт действия АРМ ТЧУ в условиях реформирования железнодорожного транспорта позволил сформировать и внедрить на практике систему информационного обеспечения эксплуатационной работы депо. Она всесторонне характеризует выполнение перевозок в депо и представляет собой комплекс отчетных форм, включающий в себя обязательные документы и широкий перечень нестандартных отчетов и справок. Перечень и форма выходных реквизитов определяются функциональным назначением документов и требованиями пользователей. Можно выбирать группировочные признаки для конкретного анализа выполненной работы и выявления причин неудовлетворительных результатов.

Характерная особенность данной системы многоступенчатая схема составления запроса на получение отчетных данных рис. 1 . В результате она позволяет получить отчет в строгом соответствии с информационными потребностями пользователя. При этом наиболее полезны отчеты, имеющие аналитическую направленность, т.е. содержащие не просто отвлеченные цифры, а рационально систематизированную информацию для проведения анализа производственной деятельности.

Существенное влияние на показатели работы локомотивных бригад и подвижного состава оказывают задержки поездов у запрещающих сигналов светофоров. Они приводят к потерям рабочего времени, уменьшению пропускной способности поездо-участков, увеличению расхода топлива и электроэнергии на тягу. Чтобы фиксировать и анализировать простои на станциях и перегонах, в системе АРМ ТЧУ организован учет задержек поездов у запрещающих сигналов. Для этого обрабатывают следующие показатели: вид сигнала входной, проходной, выходной, маршрутный, задержка не у сигнала на станции или перегоне станция перегон номер поезда время остановки причина и продолжительность простоя ответственная за простой служба.

Совокупность данных по задержкам поездов в компьютерных базах АРМ ТЧУ основа для получения широкого спектра отчетов о простоях локомотивов и бригад рис. 2 . При их составлении есть возможность выбора промежуточных итогов по видам движения и сигнала, причинам простоев, виновным службам, отделениям дороги, станциям, перегонам и др. , критериев и принципов сортировки и систематизации, расчета экономической ответственности причастных лиц за потери времени и топливно-энергетических ресурсов

Многообразие отчетов способствует проведению всестороннего эффективного анализа причин задержек поездов у запрещающих сигналов, их предупреждению в будущем и, следовательно, снижению непроизводительных потерь при выполнении перевозок

В системе АРМ ТЧУ предусмотрено составление подробных отчетов и по другим направлениям непроизводительных затрат, в том числе по одиночному следованию локомотивов, выполнению предупреждений об ограничении скорости, проведению неполновесных и неполносоставных поездов и др. Например одним из самых востребованных в системе АРМ ТЧУ является отчет о встречном следовании локомотивных бригад пассажирами, поскольку он отражает случаи наиболее нерациональной организации труда.

АРМ ТЧУ сложная многоплановая система. В ней максимально автоматизирована обработка маршрута машиниста и составление отчетности персоналом группы учета. Функциональность, мобильность, надежность и удобство в эксплуатации уже почти десятилетие обеспечивают АРМ ТЧУ популярность и признание пользователей на крупнейшей дороге страны.

Для повышения эффективности использования тягового подвижного состава и производительности труда работников разрабатываются и внедряются различные автоматизированные системы. Однако информационному обеспечению непосредственных исполнителей перевозочного процесса локомотивных бригад не уделяется должного внимания.

К числу показателей, характеризующих работу машинистов, относят техническую и участковую скорости движения, вес поезда, расход энергоресурсов на тягу, возврат электроэнергии в контактную сеть при рекуперативном торможении и др От их выполнения в каждой конкретной поездке зависят результаты работы депо в целом Поэтому необходимо, чтобы информация о них была в любой момент доступна локомотивным бригадам для оперативного контроля своей деятельности и устранения имеющихся недостатков.

В 2001 г. специалисты ОмГУПСа разработали и внедрили в депо Западно-Сибирской магистрали автоматизированную информационную систему для анализа работы локомотивных бригад. Она ориентирована на базы данных АРМ ТЧУ и может устанавливаться на компьютере в любом месте: в пунктах явок бригад, в помещениях нарядчика, машиниста-инструктора, а также руководства депо.

В среде производственников данная система получила название «Лицевые счета машинистов» ЛСМ . Она отражает показатели работы машиниста, колонны или депо в целом за текущий и прошлый месяцы. Интерфейс ЛСМ рассчитан на широкий круг непрофессиональных пользователей и отличается простотой и наглядностью. Эффективные приемы представления и сортировки данных позволяют выполнить сравнительный анализ результатов работы машинистов и колонн по любому из учитываемых показателей.

Так, машинист в любое время обычно перед очередной поездкой может оперативно получить информацию о выполнении своих показателей в целом за прошлый месяц, на текущий момент с начала месяца или за каждую поездку. В некоторых депо соответствующая информация распечатывается на бланке ММ при его выдаче.

Для руководства депо, инженерно-технических специалистов и машинистов-инструкторов предусмотрены аналитические режимы выборки лучших и худших машинистов по любому показателю, выполнивших или, наоборот, не выполнивших конкретный норматив и т.д. Для большей наглядности лучшие или худшие показатели на экране отмечены красным цветом, а при печати выделяются шрифтом рис. 3 .

За время эксплуатации система информационного обеспечения локомотивных бригад зарекомендовала себя положительно. Пользователи отмечают отсутствие в ней избыточных сведений, оперативность обновления данных, удобство и надежность в работе. Система оказывает мощное стимулирующее воздействие на локомотивные бригады, побуждая их не только к выполнению установленных заданий, но и к достижению более высоких показателей, поскольку она фактически является ежедневно обновляемым экраном результатов соревнования машинистов. Кроме того, информация системы ЛСМ служит основой контроля начисления заработной платы непосредственно со стороны машинистов.

Таким образом, действующая на Западно-Сибирской дороге автоматизированная система учета и анализа эксплуатационных показателей способствует повышению эффективности работы в локомотивном хозяйстве.

Канд. техн. наук Е.А. СИДОРОВА, ОмГУПС

В феврале марте 1987 года в больницу ст. Калинин Московского отделения дороги поступили работники дистанции пути, электроснабжения, сигнализации и связи, локомотивного депо, станций Калинин, Спирово и нетранспортных организаций с одним диагнозом отравление суррогатными алкогольными веществами с параличом конечностей, причём процесс заболевания наступал спустя длительное время после употребления алкоголя.

Расследованием установлено, что отравление произошло в результате употребления технического спирта, используемого Вышневолоцкой дистанцией пути для работы дефектоскопов. Это стало возможным из-за неудовлетворительной организации получения, хранения, выдачи технического спирта и преступной халатности в выполнении своих обязанностей работников Вышневолоцкой дистанции пути, бесконтрольности со стороны заместителя начальника Московского отделении дороги т. Кобринского В.И. за состоянием трудовой дисциплины и порядком в использовании технического спирта по назначению в подведомственных предприятиях отделения.

Зарегистрируйтесь . чтобы скачивать файлы.

Внимание! Перед скачиванием книг и документов установите программу для просмотра книг отсюда . Примите участие в развитии ж/д вики-словаря / Журнал АСИ онлайн

Если не можете скачать файл. / Наше приложение ВКонтакте / Какими программами открывать скачанное? | Распоряжения

Комментарии запрещены.

Реклама