96. Строительный комплекс и средства обеспечения жизнедея тельности людей потребляют более 40 полезной энергии в России сбереженная энергия в нес колько раз дешевле, чем вновь до бываемая и доставляемая потребителю

Система нормативных документов

по энергетической эффективности зданий

Требования по повышению энергетической эффектив ности зданий, которые яв ляются основным конечным потре бителем энергии, становятся од ной из важных составляющих законодательства в большинстве стран мира. Основная задача, сформули рованная при создании системы нормативных документов, состояла в реализации потенциала энергосбережения в строительном комплексе за счет улучшения энер гетической эффективности новых, реконструируемых и эксплуатиру емых зданий и систем их энерго обеспечения. Ставили задачу улуч шить энергетическую эффектив ность зданий не менее, чем на 35-45 % к 2000-2003 годам по сравнению с базовым уровнем 1995 года, сократить выбросы эко логически вредных веществ в ре зультате нового строительства и реконструкции существующего жилого фонда, особенно массовой застройки 50-60-х годов, и тем самым содействовать как охране окружающей среды, так и энерге тической безопасности России.

При решении поставленной за дачи принимали во внимание, что:

— строительный комплекс и средства обеспечения жизнедея тельности людей потребляют более

40 % полезной энергии в России

— сбереженная энергия в нес колько раз дешевле, чем вновь до бываемая и доставляемая потребителю

— потребность в снижении доли энергопотребления строительным комплексом является важнейшим инструментом, влияющим на российский энергетиче ский рынок и на безопасность обеспечения энергией в ближай шей и долгосрочной перспективе

и соответствует энергетической стратегии России на период до 2020 года

использование наиболее рас пространенных систем централи зованного теплоснабжения, обеспечивающего теплом до 80 % объектов жилищно-коммунального хозяйства, целесообразно в каче стве базовых на ближайшую перс пективу, несмотря на неоправданно высокие теплопотери в тепловых сетях и низкую надежность работы этих систем в настоящее время

санация и реконструкция су ществующих зданий связана с возможностью использования экономически выгодных мер по улучшению их энергетической эф фективности

энергоемкость при производ стве строительных материалов и изделий должна учитываться при определении энергоэффективно сти строительного комплекса, в связи с чем предпочтительны ма териалы, имеющие относительно

меньшую энергоемкость при их производстве

на российском рынке уже ус пешно реализуются самые современные отечественные и за рубежные технологии, материа лы, конструкции и оборудование для энергосбережения, поэтому необходимо содействие их широ кому распространению.

Созданная система норматив ных документов состоит из нового СНиП 23-02-03 «Тепловая защита зданий» и СП «Строительная тепло техника. Проектирование зданий и сооружений», ГОСТа «Здания жилые и общественные. Параметры ми кроклимата в помещениях», трех стандартов по контролю энергети ческих и теплотехнических параме тров эксплуатируемых зданий ГОСТ 31166, ГОСТ 31167 и ГОСТ 31168 , 49 территориальных строительных норм «Энергетиче ская эффективность в жилых и об щественных зданиях. Нормативы по теплозащите зданий», разделов «Энергосбережение» в СНиП 31-01 и СНиП 31 -02. К этой системе также можно отнести ранее разработан ные государственные стандарты -ГОСТ 26602.2, ГОСТ 26254 и ГОСТ 26629.

Снижение энергопотребления в строительном секторе — проблема комплексная: и тепловая защита отапливаемых зданий, и ее кон троль являются важнейшей частью общей проблемы. Дальнейшее снижение нормируемых удельных расходов тепловой энергии на ото пление жилых и общественных зда ний за счет повышения уровня те пловой защиты на ближайшее де сятилетие, по-видимому, нецеле сообразно и будет происходить за счет учета более энергоэффектив ных систем воздухообмена режим регулирования воздухообмена по потребности, рекуперации теплоты вытяжного воздуха и пр. и за счет учета управления режимами вну треннего микроклимата, например, в ночные часы. Предполагается дальнейшее развитие методологии нормирования тепловой защиты по удельным расходам на производ ственные отапливаемые здания. Однако доля тепловых потерь через ограждающие конструкции в этих зданиях по сравнению с расходами на обогрев вентилируемого возду ха относительно мала. Другая часть общей, пока не решенной пробле мы — нахождение уровня тепловой защиты для зданий с системами ох лаждения внутреннего воздуха в те плый период года. Методология нормирования по удельным расхо дам энергии в будущем будет дора ботана и на эту часть. В этом случае уровень тепловой защиты из усло вия энергосбережения может быть выше, чем из расчета на отопление. Это означает, что для северных и центральных регионов страны уро вень тепловой защиты может уста навливаться из условий энергосбе режения на отопление, а для южных регионов — из условия энергосбе режения на охлаждение.

Краткая история развития нормирования тепловой защи ты зданий в России

Нормативная база по созда нию и эксплуатации зданий в Рос сии развивалась в соответствии с потребностью общества. Нормы по тепловой защите зданий по строительной теплотехнике в России а затем в бывшем Со ветском Союзе существуют с 1921 года. С этого времени они претерпели свыше десяти редак ций, связанных с изменением тех нического уровня строительства в стране. В начале 1930 года были разработаны и впервые введены в действие Единые нормы строи тельного проектирования как обя зательные для всех проектов строительства, в которые были включены технические условия и нормы для теплотехнического расчета ограждающих конструк ций зданий. С 1954 года действу ют основные нормативные доку менты — Строительные нормы и правила СНиП , также обязатель ные к исполнению, в состав кото рых был включен СНиП по стро ительной теплотехнике зданий в виде отдельной главы.

До конца 80-х годов основное внимание в стране уделялось сто имости строительства, т. е. мини мизации капитальных затрат, и аб солютно не учитывались эксплуа тационные затраты. Топливо было дешевым, и наиболее распростра ненное в городах централизован ное теплоснабжение обеспечива ло теплом здания практически бесплатно. Плановая экономика, существовавшая в то время, тре бовала, чтобы нормативная база отвечала вопросам гигиены, безо пасности и экономии строитель ных материалов. На нужды отопле ния в бывшем СССР уходило около одной трети из всего добываемого в стране топлива, или около 250 млн.т в угольном эквиваленте.

Положение резко изменилось в результате перехода страны к ры ночной экономике в начале 90-х го дов и значительного роста цен на топливо внутри страны. В это время было осознано, что страна расточи тельно расходует свои энергетиче ские ресурсы на поддержание тре буемого микроклимата в зданиях и доля эксплуатационных расходов на отопление зданий относительно велика. В связи с этим в стране на уровне парламента были приняты законодательные акты, в том числе Закон «Об энергосбережении» 1996 и Закон «О защите прав по требителя» 1996 , направленные на энергосбережение и эффектив ное использование энергии.

Федеральный закон «Об энер госбережении» потребовал включе ния в нормативные документы пока зателей эффективного использова ния энергии, а также показателей расхода энергии на отопление, вен тиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий. В связи с этими требованиями были разработаны основные стандарты в области энергосбережения: ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Норматив но-методическое обеспечение. Основные положения» и с участием автора ГОСТ Р 51541-99 «Энерго сбережение. Энергетическая эф фективность. Состав показателей. Основные положения».

Госстрой России во исполнение решений Правительства России в области энергосбережения поста вил в 1994 году цель — достичь сни жение расходов тепловой энергии на отопление в новых и реконструи руемых зданиях на 20 % в период до 1999 года и на 40 % начиная с 2000 года по сравнению с 1995 го дом. В связи с этим при разработке изменений норм по тепловой защи те зданий возникла необходимость разработки энергетических прин ципов нормирования.

Наши исследования показали, что относительно простое потре бительское требование может быть установлено всего по одному параметру — удельному расходу тепловой энергии на отопление здания по отношению к градусо-суткам отопительного периода при соблюдении необходимых па раметров теплового комфорта.

Результаты этой разработки, обеспечившие указанное сниже ние удельных расходов энергии и существенное повышение тепло вой защиты, были утверждены Госстроем РФ в 1995 году в виде изменений № 3 в нормы по стро ительной теплотехнике. Однако нормирование удельного расхода тепловой энергии на отопление зданий, положенное в основу этих изменений, в нормах не было представлено — в качестве основ ного принципа нормирования бы ла установлена зависимость нор мируемых значений для отдельных видов наружных ограждающих конструкций наружных стен, чер дачных и цокольных перекрытий, покрытий, окон от градусо-суток отопительного периода.

Разработка и внедрение энергетического принципа нормирования тепловой защиты зданий

Развитие методологии норми рования тепловой защиты зданий и расходов тепловой энергии в направлении внедрения в нормы системного подхода по энергети ческим и потребительским прин ципам проектирования зданий можно разделить на четыре этапа таблица .

Комментарии запрещены.

Реклама